Порт Мурманск, обладая уникальными территориально-географическими преимуществами, имеет возможность стать одним из крупнейших транспортных узлов Северной Европы. И тем не менее в настоящее время он значительно отстает от многих зарубежных морских портов. Отечественные грузовладельцы зачастую пользуются услугами иностранных портов, финансируя стивидорными и транспортными тарифами экономики сопредельных стран. Создание круглогодичного глубоководного морского центра по переработке контейнерных и нефтеналивных грузов, перевалке угля и генеральных грузов является целью проекта комплексного развития инфраструктуры Мурманского транспортного узла.
Мировой опыт показывает, что полноценно реализовать подобную концепцию возможно только в режиме портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Согласно статистическим исследованиям среднегодовые темпы роста грузооборота портов с наличием свободной экономической зоны в развитых странах в 2-2,5 раза превышают темпы роста грузооборота портов без нее. Практически все крупнейшие морские контейнерные терминалы имеют статус свободных зон.
Решение принято
Создания ПОЭЗ в порту Мурманск наш край добивался не один год. Соответствующие проекты были представлены на федеральный конкурс еще летом 2008 года. Но конкурс закончился для нас ничем. Тогда Мурманский порт не вписался в жесткие рамки федерального законодательства. В частности, динамичное развитие порта требует освоения западного берега Кольского залива. Но в таком случае созданная на обоих его берегах ПОЭЗ не имела бы общей сухопутной границы. А включить в ее территорию акваторию как раз и не позволял закон. Но от создания ПОЭЗ северяне отказываться не намеревались. Во многом благодаря усилиям региональной власти - как лично губернатора Дмитрия Дмитриенко, так и депутатского корпуса - все препятствия были устранены. Внесенные в законодательство изменения позволили не только создать особую экономическую зону на обоих берегах залива, но и исключить саму процедуру конкурсного отбора.
И в октябре текущего года долгожданное решение было принято. Подписано постановление правительства Российской Федерации о создании ПОЭЗ на территории Мурманской области. В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона в порту Мурманск создана по решению правительства страны без проведения конкурса. В ноябре в Москве подписано соглашение о создании ПОЭЗ между министерством экономического развития РФ, правительством Мурманской области и администрациями муниципальных образований Кольский район и город Мурманск.
- Создание особой экономической зоны в порту Мурманск является важнейшей мерой для стабилизации текущего социально-экономического положения и дальнейшего развития региона, - подчеркнул министр экономического развития Мурманской области Юрий ЕФРЕМОВ. - Это решение будет способствовать реализации национальных интересов России в Арктике, освоению минеральных и водных биологических ресурсов Арктического шельфа, модернизации транспортной системы страны с равноправной интеграцией в международные транспортные коридоры, развитию Северного морского пути.
Три этапа
Создание ПОЭЗ будет осуществлено в три этапа. На первом из них планируется строительство на западном берегу Кольского залива в устье реки Лавна терминалов по перевалке угля мощностью 18 миллионов тонн в год, нефти и нефтепродуктов - 35 миллионов тонн в год, строительство и реконструкция рыбоперерабатывающих комплексов «Гольфстрим» и «СУПРИМЕКС отечественные морепродукты».
В частности, нефтяной терминал должен обеспечить растущие потребности в перевалке углеводородного сырья, направляемого на экспорт через Мурманский транспортный узел. В его состав войдут глубоководные причалы, береговой резервуарный парк, технологические насосные станции и трубопроводы, железнодорожные сливные эстакады, очистные сооружения, котельная и так далее.
На втором этапе планируется строительство на восточном берегу Кольского залива контейнерного терминала на 1 миллион TEU (условная единица - эквивалент двадцатифутового контейнера), модернизация и реконструкция комплексов на территориях торгового и рыбного портов, Мурманского судоремонтного завода морского флота.
Третий этап предполагает перспективное развитие на севере западного берега Кольского залива в районе реки Кулонги. Этот участок характеризуется приемлемым для развития портовой инфраструктуры рельефом, а примыкающая акватория обладает большими глубинами.
Ожидаемые результаты
К 2025 году грузооборот порта Мурманск должен превысить 100 миллионов тонн. Будет обеспечен абсолютный прирост грузооборота угля на 45 миллионов тонн, нефти - на 22,3 миллиона тонн и контейнеров на 4,33 миллиона TEU, построена железнодорожная ветка Выходной - Лавна протяженностью более 30 километров. Общая стоимость инвестиционного портфеля проектов ПОЭЗ составит не менее 150 миллиардов рублей. Планируется, что будет создано около трех тысяч новых рабочих мест, а налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 40 миллиардов рублей.
Портовая особая экономическая зона обеспечит режим благоприятствования для инвесторов, которые примут участие в проектах комплексного развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Создание ПОЭЗ позволит вернуть в Россию практически утерянный ныне северный рынок по добыче и переработке рыбы и других морских биоресурсов. Ведь сегодня почти 70 процентов рыболовецких траулеров, местом приписки которых является Мурманск, базируется в норвежских портах. И в первую очередь это связано с тем, что портам Норвегии (например, Киркенесу, который находится в 240 километрах от Мурманска) присвоен статус свободной зоны.
Подписание названных выше документов (постановления правительства и соглашения) вселяет особые надежды на ускорение реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».
Анатолий АНИСИМОВ, заместитель директора проектного института ООО «Инвестиционно-строительная компания «Импульс» (Москва):
- Создание в Мурманске портовой особой экономической зоны очень тесно связано с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Если будут выделены федеральные средства на строительство подъездной железной дороги на западном берегу Кольского залива, это даст серьезный толчок развитию Мурманского транспортного узла в целом и особой экономической зоны как таковой.
Наши специалисты хорошо знакомы со структурой и требованиями, предъявляемыми к подобным зонам. Отсюда - и наше участие в работе по созданию будущей ПОЭЗ в Мурманске. В прошлом году мы обновляли заявку Мурманской области на обоснование создания ПОЭЗ. Еще ранее, в 2007 году, мы были разработчиками обоснования инвестиций Мурманского транспортного узла. Тогда мы изучили все составляющие этого инвестиционного проекта. И сейчас четко представляем себе территорию и местоположение, что и где нужно строить. В плане дальнейших работ, который прилагается к соглашению о создании ПОЭЗ, прописана подготовка целого ряда документов. Мы, в частности, рассчитываем выиграть контракт и поучаствовать в разработке концепции создания ПОЭЗ.