В среду, 1 декабря, стало известно о том, что Федеральная служба по тарифам РФ согласилась предоставить Уярской компании пониженный тариф на налив нефти, который позволит терминалу прожить еще год. Ранее работники предприятия – несколько сот человек – провели митинг, в ходе которого потребовали от властей внести ясность в их судьбу: найти такую же работу в районе весьма проблематично. Сейчас коллектив получил небольшую передышку. Терминал не будет остановлен с 1 января, как это планировалось. Однако правительство края отдает себе отчет в том, что продлевать агонию терминала бесконечно не удастся по объективным экономическим причинам.
«Альтернативой работе нефтяного терминала станет строительство нефтеперерабатывающего завода, – заявил 1 декабря глава красноярского правительства Эдхам Акбулатов. – Несмотря на то, что Уярский нефтеналивной комплекс проработает еще год, необходимо думать о том, что будет после его закрытия. То, что неэкономично транспортировать нефть по железной дороге, – это очевидно. Надо найти решение, чтобы все-таки возникло новое производство».
Еще неделю назад ОАО «АК «Транснефть» в очередной раз подтвердило прекращение транспортировки нефти через Уярский терминал с декабря 2010 года. В компании заявили, что это связано с прекращением контракта между НК «Роснефть» и китайской CNPC.
«Транснефть собственной нефти не имеет и осуществляет ее транспортировку на основании заявок нефтяных компаний», – подчеркнули в пресс-службе.
Традиционно поставка нефти на НПЗ Восточной Сибири осуществлялась с пункта налива нефти «Мегет» в Иркутской области. В 2004 году НК «Роснефть» и китайская CNPC заключили контракт на поставку нефти в Китай в объеме 9 млн тонн в год до 2010 года. В связи с отсутствием достаточных мощностей в Мегете ООО «Энергоактив» построило собственный комплекс по перевалке на станции Уяр для поставок в восточном направлении. Вместе с тем Транснефть в 2005 году уведомила Энергоактив, что подача нефти в Уяр будет осуществляться только до ввода в эксплуатацию участка Тайшет – Сковородино ВСТО и завершения долгосрочного контракта по поставкам нефти в Китай по железной дороге. Нефтепровод Тайшет – Сковородино был введен в эксплуатацию в октябре 2009 года, контракт между НК «Роснефть» и CNPC заканчивается в декабре 2010 года.
«Необходимо отметить, что тариф за перевалку нефти, взимаемый Энергоактивом на станции Уяр, составляет 218 рублей за тонну, а тариф за перевалку нефти на пункте Мегет – 49,3 рубля за тонну», – обосновывают решение в Транснефти.
Лоббистские способности руководства Красноярского края известны широко. Усилия правительства региона увенчались успехом и на этот раз. Накануне краевой министр промышленности и энергетики Денис Пашков объявил о том, что Федеральная служба по тарифам России приняла решение о тарифе на налив нефти для предприятия на будущий год – он будет снижен на 30 % от действующего. Это позволит терминалу продолжить сотрудничать с компанией «Транснефть» на более выгодных условиях. Кроме того, от ФСТ ожидается еще одно решение – по железнодорожному коэффициенту на 2011 год по маршруту перевозки нефти от Уяра до Комсомольска-на-Амуре.
«На данный момент принято предварительное решение сохранить существующий тариф на следующий год, – сказал Пашков. – Окончательное постановление службы, оформленное уже в виде приказа, мы ожидаем в середине декабря. Однако можно уже говорить, что сохранение существующего коэффициента позволит терминалу спокойно работать как минимум год. Тем временем с собственниками терминала ведутся переговоры о разработке плана действий относительно дальнейшей судьбы предприятия».
Эксперты считают, что появление в Уярском районе нового производства представляет огромный интерес не только для властей, но и для инвесторов.
«Вопрос уже не только в экономической, но и социально-политической плоскости, – заявил корреспонденту 2 декабря член комитета по экономической политике Законодательного собрания Красноярского края Владислав Королев. – Власти не допустят таких масштабных сокращений. Кроме того, нефтепереработка – бизнес очень выгодный, как на российском рынке, так и при экспорте. В России сейчас всего 24 нефтеперерабатывающих завода, это крайне мало! Производство качественного бензина современных стандартов очень выгодно».